Один из красивейших городов Верхневолжья -Торжок. Этот древний город, живописно раскинувшийся на берегах реки Тверцы, находится в самом центре Тверской области на отрогах Валдайской возвышенности в 61 километре к западу от Твери.
Первое упоминание о самом Торжке встречается в летописи 1139 года, хотя, судя по данным археологических раскопок 1957 года, город существовал здесь уже в XI веке. Время основания его точно не установлено. Первоначально территорию поселения ограничивали ручей Здоровец и Тверца, а с юго-запада — земляные валы. Вдоль берега Тверцы шла крепостная стена с 11 башнями. От кремля сохранился лишь вал, за которым на холме возвышается Борисоглебский монастырь.
Раскинувшийся на 26 холмах Торжец, или Новый Торг, предназначавшийся поначалу для торговли с племенами меря и весь, был пограничной крепостью, южным форпостом Великого Новгорода. С тех еще давних времен его жители именуют себя новоторами, новоторжцами, несмотря на то что кажется было сделано все, лишь бы стереть с лица земли вообще всякое упоминание о нем.
Торжок выдержал 20 вражеских нападений, не раз бывал полностью разрушен. «Бысть пагуба велика» здесь, когда хозяйничали орды Батыя, польские паны, литовские рыцари или когда в жестоких баталиях выясняли свои отношения тверские, московские князья и новгородские бояре. Последнее нашествие Торжок пережил в XVII веке. Однако несчастья преследовали этот город: пожары, холера и моровая язва свирепствовали здесь и в XVIII веке, а в XX, не будучи оккупирован фашистами, он был разбомблен гитлеровцами с воздуха — с самолетов. Древняя земля хранит воспоминания о многих исторических событиях, происходивших в Торжке. Археологам еще предстоит прочитать немало страниц скрытой от людских глаз земляной летописи.
Также как и усадьба Знаменское-Раек, Торжок тоже имеет отношение к творчеству Н. А. Львова, чародею русского зодчества, где по проекту Львова построены небольшая часовенка у моста через Тверцу и одна из главных исторических достопримечательностей, венчающих город, — Борисоглебгкий собор на территории монастыря.
Торжественная закладка Борисоглебского собора состоялась в 1785 году при участии Екатерины II и ее двора. Для соборного иконостаса В. Л. Боровиковский написал 37 икон. Пол храма устилали чугунные плиты из перелитых ядер и пушек, собранных на городском валу.
Новоторжский Борисоглебский монастырь — один из старейших в нашей стране. Он был основан еще в 1038 году княжеским конюшим боярином Ефремом, потрясенным гибелью предательски убитых князей Бориса и Глеба, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
Отделенное лишь небольшим оврагом от Борисоглебского монастыря, на холме возвышается грандиозное квадратное здание, увенчанное пятью куполами. Это Спасо-Преображенский собор — выдающийся памятник классицизма первой половины XIX века и одна из самых крупных построек в Торжке. Собор был возведен на месте восстановленного уже однажды храма, построенного в свою очередь вместо сожженной золотоордынцами деревянной постройки. Имя зодчего, подарившего нам памятник XIX века, неизвестно, но проект здания утверждал К. И. Росси.
На крутом берегу Тверцы устремилась в вышину многоярусная башня уникальной деревянной церкви Вознесения. Она построена в 1653 году — это установили реставраторы. Изящная церковка с маковкой на узком барабане удивительно гармонирует с тверецким пейзажем. Церковь — действующая и отреставрированная.
Неподалеку отсюда, у Тверцы, находится и еще один любопытный памятник — это Воскресенский монастырь, куда когда-то заточались обычно неверные жены и женщины, обвиняемые в колдовстве. Основанный в 1625 году монастырь «что в Торжку на горе» имел деревянные две церкви. На их месте в XVIII-XIX веках были воздвигнуты украшенные внутри живописью сохранившиеся и поныне каменные здания. Кроме Воскресенского собора и колокольни на территории монастыря сохранились Церковь усекновения головы Иоанна Предтечи постройки 1840 года, корпус игуменских келий 1824 года, корпус сестринских келий, часовня Нерукотворного Спаса — 1778 года и фрагменты стен XVIII века.
Река Тверца делит город на две части, каждая из которых специализировалась раньше на одной из главных «профессий». Правобережье, с самой большой в Торжке торговой площадью (ныне площадь 9 Января), с двухэтажным каменным зданием магистрата (памятник XVIII века), городским фонтаном, торговыми рядами, вмещавшими 227 здешних лавок, было местом ежегодных ярмарок и народных гуляний.
Левобережье, где проходила «государева дорога», слыла ямщицкой слободой, лихой и разудалой. Ямщики составляли четверть населения Торжка. На этой стороне Твери был построен и Путевой дворец Екатерины II — своеобразная царская гостиница для проезжих коронованных особ. Путевой дворец состоит из двухэтажного кирпичного корпуса с 50 окнами и двух одноэтажных боковых флигелей. В 2007 году здание было передано в доверительное управление Национальному центру опеки наследия, с условием выполнения реставрационных работ.
Многое связывало А. С. Пушкина с маленьким уездным городком Торжок. В книгах, письмах, набросках стихотворений поэта то и дело мелькает слово «Торжок» («А. С. Пушкину в Торжок», «Писано в Торжке», «Новоторжок», «Новоторжская молва») или названия окрестных усадеб, фамилии здешних жителей — друзей Пушкина — Полторацких, Олениных, Вульфов.
Около двух веков назад Торжок был крупной почтовой станцией на оживленном пути между Петербургом и Москвой. От Московской заставы через город тянулась Ямская слобода, где вдоль тракта выстроились трактиры, лавочки, постоялые дворы и, наконец, для «чистой» публики — ресторация и гостиница, которую открыл разбогатевший ямщик Евдоким Пожарский. В ней-то и останавливался, притом не раз, знаменитый поэт.
Пушкин первый раз попал в Торжок 12-летним мальчиком, когда дядя поэта Василий Львович вез его из Москвы в Царскосельский лицей. Двадцать три раза Торжок появлялся в дорожных маршрутах А. С. Пушкина. И своего героя он впоследствии в черновиках поэмы «Евгений Онегин» тоже отправил скакать по Петербургскому тракту: «…мелькают мельком будто тени пред ним Валдай, Торжок и Тверь».
Дом на улице Дзержинского 41, где висит мемориальная доска со стихами А. С. Пушкина («На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай и отправься налегке…»), не однажды служил пристанищем поэту. Ему отводили комнату на втором, этаже в левом крыле дома, где был застекленный эркер-фонарь. Здесь долгое время на стене хранилось четверостишие, сделанное рукой Пушкина, пока кто-то не уничтожил уникальный автограф.
Толстая мадемуазель Пожарская, как сообщал А. С. Пушкин своей жене, «варит славный квас и жарит славные котлеты». Дарья Евдокимовна Пожарская то ли выведала секрет приготовления этих котлет у повара Александра I, то ли приняла его в качестве платы за ночлег у проезжего француза, которому нечем оказалось заплатить за жилье. Однажды предприимчивая хозяйка гостиницы сумела угодить своим завтраком семье Николая I настолько, что затем была вызвана в Петербург для приготовления знаменитых котлет и щедро вознаграждена за свое искусство.
В вестибюле гостиницы обычно располагались лотки, где продавались расшитые сапожки, башмачки, перчатки, кошельки, футляры, ридикюли и прочие сувениры. Однажды А. С. Пушкин купил здесь пару шитых золотом поясов с шелковыми кистями и послал их к именинам в подарок Вере Федоровне Вяземской — жене своего друга, которому писал: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы…»
В гостинице Пожарского останавливались многие замечательные люди: А. Н. Радищев, который в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» одну из глав — гневную филиппику против цензуры — назвал «Торжок», Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, в чьей «Пошехонской старине» мы встречаем главу о смелой женщине — «Мавруша-новоторжка».
Несколько раз по пути в Прямухино к Бакуниным тут бывал младший современник А. С. Пушкина В. Г. Белинский, здесь гостил композитор Р. Шуман с женой, в списках постояльцев значились и фамилии И. С. Тургенева, С. Т. Аксакова, А. Н. Островского.
Новоторжский крестьянин сектант В. Сютаев, с которым встречался Л. Н. Толстой осенью 1881 года, послужил прообразом одного из мужиков в «Плодах просвещения». Так что гостиница Пожарского — это еще и литературный дом, где людей пытливых ждет, наверное, немало интересных открытий. Ведь вот отыскался-таки, например, Евгений Онегин, чью вывеску «Евгений Онегин — портняжных и булочных дел мастер» еще мальчиком мог заметить прямо из окон гостиницы или на подъезде к ней А. С. Пушкин.
В 2002 году знаменитое здание сгорело и от него остались одни руины. К счастью, его перестроили и теперь это музейно-гостиничный комплекс «Гостиница Пожарских». Наверное, это круто, остановиться в такой гостинице — все равно, что совершить на машине времени и попасть в 19 век.
Недалеко от гостиницы Пожарского, на той же улице, находится еще один внешне малоинтересный, но очень примечательный дом. Деревянный одноэтажный особняк с белыми наличниками окон, принадлежавший некогда семье Балавенских и Олениных — родственников президента Российской академии художеств и директора петербургской Публичной библиотеки А. Н. Оленина,- превратился в музей А. С. Пушкина. Адрес музея: город Торжак, ул. Дзержинского, 71.
Дорожный мотив постоянно присутствует в творчестве поэта, он стал и главным лейтмотивом музейной экспозиции. Уже в первом же зале вы встречаете полосатый верстовой столб, дугу с колокольцами, карты, возок, знаменитые валдайские колокольчики («купи, не скупись, веселись») и кушак, которым их подвязывали, чтобы не гремели.
Вы заглядываете в прошлое через своеобразные оконца-витрины, где запечатлены картины, открывавшиеся взору путешествовавших по Петербургскому тракту. Вот уголок избы станционного смотрителя: простой дощатый стол и стул, сундучок для документов, шляпа, надевавшаяся при исполнении нехитрых обязанностей, да неизменный фонарь.
В витрине выставлены кандалы и клейма для убийц-каторжников, которых тоже встречал путник на «государевой дороге». Многие экспонаты воскрешают типичную обстановку старого дома — «клочка Петербурга в провинциальном Торжке», где А. С. Пушкин встречался со своим столичным приятелем Петром Олениным, участником Бородинского сражения. Пушечное ядро, привезенное с поля боя, как и хранящаяся в отдельном ларце окровавленная рубашка, снятая с брата Петра, Николая, убитого в том же сражении, — семейные реликвии.
Атмосферу этого дома воссоздает искусно представленный интерьер. На стенах — портреты, всевозможные рисунки, гравюры, около овального зеркала — коричневый туалетный столик А. П. Керн из усадьбы ее .бабушки в Грузинах, на столе — необычной яйцевидной формы самовар с краном в виде птичьей головы, за которым якобы любил чаевничать А. С. Пушкин. Увидите вы здесь и румяную Дарью Пожарскую с сыном князя Волконского на руках. Портрет был заказан при крещении младенца императрицей придворному художнику, оформлявшему Исаакиевский собор, Неффу.
Есть здесь и портреты Анны Олениной, к которой безуспешно сватался поэт и которую он «любил так искренне, так нежно». Вы всматриваетесь в нежные девичьи черты избранницы поэта, обучавшейся словесности у И. А. Крылова и Н. И. Гнедича, бравшей уроки музыки у М. И. Глинки, рисовавшей под руководством О. А. Кипренского, и на память приходят строки, посвященные прелестной фрейине двора, из стихотворения «Ее глаза», напечатанного в альманахе «Северная звезда»:
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты…
Всего шесть комнат в торжокском музее, но этот истинно пушкинский дом — дань любви и уважения благодарных потомков к поэтическому наследству гения.